Святитель Николай Мир Ликийских Чудотворец




Святой Николай (от греч. — побеждающий народ) родился в Ликийском городе Патаре около 280 года и был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны. Благодать Божия проявляла на нем знамения с самого младенчества его. Будучи отроком, он обнаруживал наклонность к строгому воздержанию и уединенной жизни, удалялся мирских забав и развлечений, часто посещал храмы Божии и с любовию изучал Священное Писание под руководством своего дяди Николая, епископа Патарского. По просьбе последнего святой Николай отдан был родителями на служение Господу и по достижении зрелого возраста поставлен пресвитером. В этом сане святой Николай проводил еще более строгую и подвижническую жизнь: пребывал постоянно в бдении, посте и молитве, и все более совершенствовался в добродетельном житии. Во время путешествия дяди ко святым местам святой Николай управлял Патарскою паствою, а по возвращении его сам отправился в Иерусалим и во время пути своими молитвами дважды укротил бурю. Возвратившись на родину, он, по особому внушению Божию, переселился в город Миры; вскоре за святую жизнь избран был здесь епископом и для всех явился образцом несокрушимой веры и пламенной ревности по ней, высокого благочестия и безмерного смирения, кротости и незлобия, достохвальной чистоты и целомудрия и великого воздержания, истинно христианского человеколюбия и глубокого милосердия, и сострадания к несчастным. Одежды его были просты, пища — постническая; двери дома его были отверсты для всех, и он весь день упражнялся в делах своего звания, сам всегда внимательно выслушивая просьбы всех, приходивших к нему. При Диоклетиане вместе с прочими христианами он был подвергнут тюремному заключению и претерпевал его до воцарения Константина Великого, «голод и жажду и тесноту терпя темничную». В 325 году он присутствовал на I Вселенском Соборе и явил на нем свою особенную пламенную ревность к защите Православия и к посрамлению лжеучения Ария. За свою глубокую истинно христианскую любовь Мирликийский святитель еще при жизни именовался отцом сирых и утешителем страждущих. Прославленный от Господа даром чудотворений, святой Николай «многа великая и преслaвная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая, и от потопления спасая, и из глубины морския на сушу износя, от пленения восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая, и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание; многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде, и всякому во всякой потреби готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася; и ныне такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго чудотворца восток и запад, ведят и вси концы земные чудотворения его».

Святой Николай скончался в глубокой старости в середине IV века (в 343-352 годах) в городе Миры, где и был погребен. Мощи святителя скоро были прославлены от Господа благодатным истечением целебного мира, от которого многие получали исцеление.

9 мая 1087 года мощи святого Николая были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне.

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Два изображения чудотворца особенно распространены в русской Церкви: святителя Николая Зарайского — в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского — тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой — в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия.