Святая равноапостольная великая княгиня Ольга




«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами Патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»

По преданию, Ольга родилась в 12 верстах на юг от Пскова, вверх по реке Великой, где ныне находится село Выбуты. Ниже погоста лежит громадный «Ольгин Камень». В древности против этого камня был перевоз через реку, и существует предание, что в этом месте святая Ольга перевозила в челноке охотившегося здесь Киевского князя Игоря. Обнаружив, что его везет девушка удивительной красоты, он воспылал к ней похотью и стал склонять ко греху, но Ольга устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих подданных. Игорь сохранил в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, он вспомнил Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря.

Вскоре Игорь был убит древлянами. Не сумев преодолеть косности языческих обычаев, он отверг благодать Крещения и был наказан за неверие. Бремя правления русскою землею при трехлетнем сыне Святославе возложила на себя великая княгиня Киевская Ольга. Она слыла мудрой и милосердной правительницей. Княгиня Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, сбора налогов, являвшимися прочной опорой великокняжеской власти на местах; позже, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали воздвигать первые храмы. Города застраивались и укреплялись. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Русь становилась великой державой.

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.

Познакомившись с истинами Христианства, она уверовала, отправилась в Царьград и там в 957 году крестилась с именем Елена в честь святой равноапостольной Елены (греч. — факел), матери святого Константина, обретшей Честное Древо Креста Господня. Патриарх Константинопольский благословил новую Елену Крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня».

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина, храм Святой Софии, главной святыней которого стал Святой Крест, и многих киевлян обратила ко Христу.

Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. По преданию, с проповедью веры она отправилась на север и, осматривая с берега реки Великой местность нынешнего города Пскова, вдруг увидела чудесное освещение тремя солнечными лучами того места, где ныне находится Псковский Троицкий собор. По возвращении в Киев, святая Ольга прислала «много злата и сребра на созидание церкви Троице Святой и повеле при ней людям населятися, отвсюду собирая; и не в долгом времени бысть град велик Псков и прославися в нем имя Пресвятыя Троицы». У себя на родине, в селе Выбуты, княгиня построила храм пророка Илии.

Если при святой Ольге не исполнилось еще время для общего обращения народа от язычества к истинной вере, то оно видимо приблизилось. Святая Ольга была «денницею, предвещавшею скорый восход у нас духовного солнца». Поэтому она достойно разделяет с великим внуком своим, князем Владимиром, от нее же получившим первые впечатления и понятия Христианского благочестия, высшую честь в Христианской Церкви, нося имя «равноапостольной».

Скончалась она 11 июля 969 года. Мощи ее были обретены нетленными при святом князе Владимире, но вследствие несчастных обстоятельств, утрачены.