Праздник Пасхи есть высочайший, радостнейший и
торжественнейший из всех христианских праздников; праздников праздник и
торжество торжеств. Великая радость Воскресения Христова, или Пасхи,
была предвещена преобразовательной Пасхой ветхозаветной. Для
празднования ее, как важнейшего события установлен был и новый священный
год, и мест пасхальный началом месяцев. И будет вам день сей в
память; и празднуйте той праздник Господу во вся роды ваша: законно
вечно празднуй те его (Исх XII, 1-28). И возвеселится пред Господом
Богом твоим ть и сын твой, и дщерь твоя, и раб твой, раба твоя, и Левит,
иже во граде: твоих, и пришлец, и сирота, и вдова, яже в вас. И
помянеши, яко раб бьи еси ты в земли египетстей (Втор XVI, 11-12).
Новозаветная
Пасха, как время славы и торжества, предсказана был; пророками (Пс XV,
10; Ос VI, 3. XIII, 14) и самим Спасителем (Мк IX, 9) и великой радостью
для верующих сопровождались все явления им воскресшего Господа. Вы печаль имате ныне, говорил Иисус Христос Апостолами пред Своими страданиями и смертью: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возмет от вас (Ин XVI, 22). Жены мироносицы, услышав от Ангела о Воскресении Господа, с радостиек велиею текли возвестить об этом Апостолам. И се Иисус срегпс я, глаголя: радуйтеся (Мф XXVIII, 8-9). Равно возрадовашася и ученицы, видевши Господа воскресшего
(Ин XX, 20). И как не исполняться верующим в Неге высокой радостью при
мысли о воскресении Христовом, которым Спаситель во всей силе открылся
Сыном Божиим (Рим I, 4) и запечатлел искупление рода человеческого (Рим
IV, 25), утвердив нашу веру и положив основание нашему блаженному
воскресению! Аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша (1 Кор XV, 14), говорит Ап. Павел; и он же в другом месте глаголет: воэдвигий Христа из мертвых, оживотворит и мертвенная телеса ваша живущим Духом его в вас (Рим
VIII, 11). Отцы и писатели Церкви в своих писаниях прославляют также
праздник св. Пасхи в высоких выражениях. Они называют его величайшим из
дней, праздником священнейшим, в который дарована нам надежда
бессмертия, светлейшим и радостнейшим, в который восстановлено
человечество в первобытное совершенство и предызображено вечное
блаженство искупленных — во свете и славе Божественной. Св. Григорий
Богослов в день Пасхи беседовал некогда: «Ныне спасение миру, — миру
видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и
вы; Христос во славе Своей, — восходите и вы; Христос из гроба, —
освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть,
отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! и еще
скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество
торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь
Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». Св. Амвросий
Медиоланский в день Пасхи проповедовал: «Сего дня Воскресением Христовым
открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо
отверзто Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых,
обновленная земля произращает воскрешаемых, отверзтое небо приемлет
восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет
погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу». Св.
Григорий Нисский в слове своем на св. Пасху говорит: «Мудрость изрекла,
что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас
забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на
землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Когда чрез грех
воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество чрез правду.
Тогда один отверз вход смерти: и ныне Единым же вводится снова жизнь.
Тогда чрез смерть мы отпади от жизни: ныне жизнию упраздняется смерть.
Тогда от стыда крылись под смоковницею: ныне со славою приближались к
древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая: ныне за веру
вводимся в рай. Что же после этого нам должно делать? Что иное, как не
взыграть подобно горам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: горы взыграстеся, яко овыи и холми, яко агнцы овчии (Пс
СХШ, 6). Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага
и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника.
Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над
трупами побежденных». Св. Иоанн Златоуст, начиная слово свое на св.
Пасху, говорит: «Вот наступил для нас вожделенный, спасительный
праздник, день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник
есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение
смерти, погибель дьявола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и
обложенные плотию, вкупе с бесплотными Силами, возносят хвалебные песни
Богу. Сегодня Господь сокрушил врата адовы и самое лице смерти истребил.
Но что я говорю, лице смерти? даже самое имя смерти изменил: она теперь
называется уже не смертию, но упокоением и сном». Св. Епифаний кипрский
говорит: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников; он составляет
для всего мира торжество обновления и спасения. Этот-то праздник есть
глава и верх всех праздников». Церковь в своих сказаниях и священных
песнопениях называет Пасху Великой, двери райские нам отверзающей,
неделей Святой, Светлым Христовым Воскресением; призывает к ее торжеству
землю и небо, мир видимый и невидимый; Христос бо воста, веселие
вечное.
Христос сшед в борьбе адове един:
Многая взем победы корысти взыде.
Этими стихами начинается синаксарь на неделю Пасхи, в которую, по словам его, «мы празднуем самое живоносное Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Посему и радуясь преестественно, мы светло празднуем Воскресение, выражая радость, которою по милосердию Божию обогатилось наше естество; так же празднуем и вражды разрушение, и изображая соединение с Богом и Ангелами, творим обычное целование».