Вознесение Господа нашего на небо совершилось в сороковой день после
Его воскресения — Пасхи. В продолжении времени от воскресения Своего до
вознесения на небо Господь не находился уже по-прежнему постоянно с
учениками Своими, а только время от времени являлся им. Во время этих
явлений Своих Он прежде уверял учеников в Своем воскресении для чего
неоднократно вкушал с ними пищу, — «ядый с ними и пияй и тем
известнейшее воскресение Свое представляя» (Синаксарь), а потом
преподавал им наставления о предстоящем устройстве на земле Церкви
Своей, которая должна была образоваться из уверовавших в Него (Деян. 1,
3). При одном из таковых явлений на Гадлидейской горе находилось более
пятисот человек, апостолы и многие из верующих. Увидев Господа, они
поклонились Ему, а некоторые еще и теперь усомнились, точно ли это — Он.
Господь, приблизившись, сказал: Мне дана всякая власть на небеси и
на земли. Итак идите, научите вей народы, крестя их во имя Отца и Сына и
Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам, а Я невидимо
буду с вами во вся дни до скончания века (Мф. 28, 17-20).
В
сороковой день Господь явился ученикам Своим, когда все они с Пречистою
Его Матерью и другими женами находились, без сомнения, по Его же
предварительному наставлению, в Иерусалиме. Здесь в последний раз
Господь беседовал с возлюбленными учениками Своими, — в последний раз
снова заповедовал им идти во весь мир для евангельской проповеди и,
повелев не отлучаться никуда из Иерусалима, до тех пор пока не получат
обещанного Утешителя — Святаго Духа, вышел с ними из Иерусалима к
Вифании. При последних словах св. Апостолы, все еще не свободные от
мыслей о земном царствовании Иисуса Христа, вопросили Его: Господи! Не в сие ли время восстановишь Ты царство Израилево? Господь ответил им на это: не
ваше дело знать времена или сроки, которые Отец предоставил Своей
власти. Но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете
Моими свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до
последних (стран) земли (Деян. 1, 6-8).
Взошедши на вершину
горы Елеонской, Господь воздвиг (поднял вверх) руки Свои и начал
благословлять учеников и, вот — в это самое время, когда благословлял
их, начал Он выше и выше подниматься от земли и восходить к небу, пока
светлое облако не сокрыло совершенно божественного Учителя от взоров
возлюбленных учеников Его. Господь вознесся на небо и воссел одесную
Бога Отца Своего. Святые Апостолы в недоумении и страхе все еще искали
взорами своими сокрывшегося от них в небесной высоте своего Учителя и
Господа, как вдруг явились пред ними два мужа в светлых одеждах и
сказали им: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небе? Сей
Иисус, вознесшейся от вас на небо, некогда придет опять на землю таким
же образом, как вы видели восходящим Его на небо (Деян. 1, 8-14).
Святые апостолы, утешенные словами небесных вестников (это были ангелы),
возвратились во Иерусалим с великою радостию, и пребывали непрестанно в
молитве и славословии Бога, ожидая обещанного Утешителя, Святаго Духа.
Вознесение
Господа на небо святая церковь называет исполнением смотрения Его же о
нас, т.е. последним действием Его в совершении нашего спасения, через
которое земное соединено с небесным. Это означает следующее. Своими
страданиями и крестною смертию Господь удовлетворил правде Божией за
грехи наши. Своим воскресением разрушил царство смерти я диавола и
воскресил нас с Собою, — Своим вознесением на небо отверз всем нам вход в
Рай, Сам предстал предтечею о нас перед лицом Отца Небеснаго и
представил Ему в Своем лице человека искупленного и возстановленного
(Евр. 6, 20; 9, 24), сподобил прославленное естество наше чести превыше
херувимов и серафимов — пребывать с ним одесную Своего Отца. «Сего дня, —
говорит блаженный Августин в слове на вознесение Господне, — воссиял
для нас святой и торжественный день Вознесения Господа нашего Иисуса
Христа. Возрадуемся я возвеселимся. Христос снизошел во гроб, отверзлась
преисподняя; Христос взошел на небо, прославились горняя. Воскресение
Господа есть наша надежда. Его вознесение есть наше прославление. Земное
тело взято на небеса, кости, недавно заключенные в тесном гробе,
вознесены сонмом ангелов. Смертная природа пересажена в недра
бессмертия. Итак Господь и Спаситель наш Иисус Христос прежде был на
кресте, а ныне восседает одесную Отца. Когда был на кресте, дал за нас
цену искупления; когда вознесся, привлек Себе то, что приобрел». «Ныне —
в день вознесения, — по словам святого Иоанна Златоустого, — род
человеческий примирен совершенно с Богом, древняя брань и вражда
истреблены, и мы, которые недостойны жить и на земле, вознесены на небо.
Ныне наследуем царство небесное мы, которые не стоим и земного,
восходим на небо, наследуем престол Царя и Владыки, и естество
человеческое, которому херувим возбранял вход в рай, вознесено теперь
превыше всякаго херувима. Иду приготовить Вам место говорил Сам
Господь ученикам Своим, предсказывая им о Своем восшествии на небо, и
когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе,
чтобы и вы были там, где — Я (Иоан. 14, 23).
По этим величайшим последствиям вознесения Господа на небо в божественном домостроительстве спасения людей день вознесения Господня от самых времен святых Апостолов составляет для всех христиан предмет благоговейного, торжественного празднования, и вместе с тем представляет для всех нас неисчерпаемый источник радости и утешения. Для нас отверсто вознесением на небо и уготованы там Господом райские обители.
Сам Он, Спаситель наш, восседая на престоле со Отцем
Своим, всегда ходатайствует за нас, чтобы до конца спасти приходящих
чрез Него к Богу. Нам остается только помнить всегда, что истинное житие наше есть на небесах со Христом (Филип.
3,20), что настоящая земная жизнь только приготовление к той будущей
небесной жизни и, что поэтому вся наша забота должна состоять в том,
чтобы правильной жизнью и добрыми богоугодными делами соделать себя во
время земной своей жизни достойными царствования вместе со Спасителем
своим.
Праздник Вознесения Господня с предпраднеством и попраднеством продолжается 9 дней.
Вслушайтесь в молитвы Церкви, когда будете в храме в великий праздник Вознесения Господня и помолитесь от души и с умилением:
«Восшел на небеса, от онудуже сошел еси, не остави нас сирых, Господи: да придет Твой Дух, нося мир мирови».
«Вознесыйся во славе, Христе Боже, помилуй нас».
Тропарь, глас 4
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.Кондак, глас 6
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение.
АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ

Источники:
1. Прот. Григорий Дьяченко «Общедоступные беседы о богослужении Православной Церкви. М., 1898.
2. Евангельские чтения на сайте Церкови Святой Живоначальной Троицы в Серебряниках (Москва):