Высокий жребий преблагословенной Девы в деле
благодатного смотрения Божия о спасении мира соделал всю Ее жизнь дивной
и поучительной. «Чудно рождение Твое, восклицает Церковь, чуден
образ воспитания, чудно, дивно и неизъяснимо для смертных все в Тебе,
Богоневеста»(первого канона на Введение Богородицы песнь 5).
После
того, как Спаситель, с Креста утешая и ублажая пречистую Матерь Свою,
вместо Себя усыновил Ей возлюбленного ученика Своего Иоанна Богослова,
разделявшего с Ней страдания Ее, ученик взял Ее к себе (Иоан. XIX, 26 —
27) и не оставлял до успения Ее, служа Ей как матери своей. Пребывание
Ее было в доме св. Иоанна Богослова, в Иерусалиме, на Сионе.
Уже при жизни Ее начали сбываться над Нею пророческие Ее слова о Себе: се бо отныне ублажать Мя вси роди. С
распространением славы Иисуса Христа как Сына Божия блажима была и
пречистая Его Богоматерь, жившая на земле. По вознесении Иисуса Христа
на небо Она пребывала с учениками в молитве (Деян. I, 14), и прияла дары
Святого Духа в день Пятидесятницы.
Для Апостолов и всех верующих
Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Она передала им все
слова, которые слагала в сердце Своем; — поведала о чудесных событиях
благовещения, безсеменного зачатия и нетленного от Нее рождества
Христова, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно Апостолам,
насаждала и утверждала христианскую Церковь Своим присутствием, словом и
молитвами. Благоговение Апостолов к Богоматери было чрезвычайно. По
приятии Св. Духа они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению
иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Имея
Ее, как наместницу Христа Господа своего, взирая на Ее святое лицо и
слушая Ее слова, ученики Христовы исполнялись высокой радости. Многие из
новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим,
чтобы видеть и слышать Матерь Христа Бога.
Во время гонения,
воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. XII, 1 — 3),
Пресвятая Дева Мария со св. Иоанном Богословом около 43 года по Р. Х.
удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий
Богослову. Впрочем, по сказанию предания, Она была не только в Ефесе, но
и на Кипре у св. Лазаря, там епископствовавшего, и на горе Афонской, о
которой, как говорит Стефан Святогорец, Богоматерь пророчески сказала: «сие место буди Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Аз буду заступница месту сему и Богу о нем ходатаица».
Благоговение
древних христиан к Божией Матери было так велико, что они передали все о
Ее жизни, что только могли заметить из Ее св. слов и деяний, и даже
передали нам о Ее внешнем виде. По сказанию св. Амвросия Медиоланского,
основанному на словах Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, —
Апостолов из 70-ти, Пресвятая Богородица, живя на земле, «была Дева не
только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словах Богомудренна, в
глаголании не скора; в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, всем
желала добра, не гнушалась убогаго, никому не посмеялась, вид Ея был
образом внутренняго Ея совершенства. Все дни Свои Она обратила в пост:
сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ея
покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или
размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или
предначертывая новыя. Из дому выходила только в церковь, и то в
сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в
сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие
охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».
А св.
Епифаний Кипрский и за ним Никифор Ксанфопул, жившие — первый в IV, а
второй в XIV веках, упоминают на основании преданий, до них дошедших,
даже о внешнем виде Девы Марии. «Вид лица Ея был яко вид зерна пшенична,
власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличнаго
плода виду; брови Ея наклонены и изрядно черны; нос не краток; уста, аки
цвет розы; лице ни кругло, ни остро, но мало продолжено; руце и персты
продолговаты; одежды Ея бяху просты, якоже и ныне святый покров
пресвятыя главы Ея являет».
Ко времени Своего блаженного успения
Пресвятая Дева Мария рпять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Богоматери
распространилась уже по земле и вооружила против Нее многих завистливых и
гордых Иудеев, которые даже покушались на Ее жизнь, но Бог хранил Ее от
врагов.
Живя у св. Иоанна Богослова в Иерусалиме, Пресвятая Дева
пребывала в непрестанной молитве, постоянно имела Божественное желание
созерцать Сына Своего, сидящего одесную Бога. Часто посещала места,
которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих. Горя
непрестанно любовью к Богу, св. Дева часто молилась и воздыхала о Своем
переселении в блаженные обители Сына Своего и Бога нашего. И как
предвозвещено Ей было о воплощении от Нее Сына Божия, так и тогда, когда
приблизилась Она к Своему отшествию от земной юдоли, Господь открыл Ей о
Ее блаженном успении.
Обстоятельства, предшествовавшие и
сопровождавшие успение Богоматери, известны в Православной Церкви от
времен апостольских. В I веке об успении Богоматери писал Дионисий
Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы
Марии на небо находится между сочинениями Мелитона, епископа
Сардийского. В IV веке на предание об успении Богоматери указывает св.
Епифаний Кипрский. В V веке Ювеналий, патриарх Иерусалимский, об успении
Богородицы говорил греческой царице Пульхерии: «хотя в Священном
Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ея, впрочем, мы
знаем об них из древнейшаго и вернейшаго предания». Это предание
подробно собрано и изложено в «Церковной истории» Никифора Каллиста в
XIV веке.
Пресвятая Дева Мария окончила Свою земную жизнь в летах
преклонных. Из древнейших сказаний об успении Богоматери, собранных
Никифором, известно следующее. Успение Божией Матери сопровождалось
многими чудесными знамениями, которые все величественно изображает
Церковь в своих священных песнях. Ко времени преставления Богоматери
Апостолы восхищены были на облаках из разных стран и поставлены в
Иерусалиме. В самый день успения Ее явился в сретение душе Ее в
необычайном свете, осиявшем храмину отходившей, Господь с Ангелами и
святыми. Подобно облачному столпу, осенявшему и охранявшему древле народ
Богоизбранный (Исход. XIV, 19 — 20), облачный круг в день погребения
также осенял и охранял святейшее тело Богоизбранной Отроковицы и Матери,
несомое Апостолами для погребения.
По завещанию Пресвятой Девы
святой тело Ее было положено в Гефсиманской веси, находившейся на горе
Елеонской, близ Иерусалима, между гробами праведных Ее родителей и Ее
обрученника. На третий день по смерти, когда Апостол Фома, небывший при
погребении св. Девы, пришел в Гефсиманию и открыл гроб Ее, пречистого
тела ее уже не было в гробнице. Господь переселил пренепорочную Матерь
Свою в небесные обители. Как Сам Он воскрес в третий день и в сорокой
вознесся на небо с пречистой Своей плотью, так и Матерь Его в третий
день по смерти Ее дивным смотрением Божиим с телом взята на небеса,
согласно с предсказанием пророка Давида: «воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея» (Псал. CXXXI, 8).
После
успения Богоматери, когда Апостолы во время трапезы своей беседовали о
необретении тела Богоматери во гробе, они увидели Пресвятую Деву на
небесах, «живу, со множеством Ангелов стоящую и неизреченною славою
осияваемую, яже и рече к ним: радуйтесся». По воскресении Спасителя
Апостолы имели обычай оставлять при трапезе своей место праздным и
возглавие, на котором полагали хлеб в часть и честь Воскресшего, а после
стола возносить этот хлеб, нарицаемый Господнею частью, славя великое
имя Пресвятой Троицы. Когда же во время трапезы, по успении Богоматери в
третий день, хотели возносить хлеб, в часть Господню отложенный, и
внезапно услышали горе — хвалебное пение Ангелов и узрели Пречистую
Деву, то вместо: Господи Иисусе Христе, возопили: Пресвятая Богородице,
помогай нам, и с сего времени возношение стали совершать в честь
Богоматери, которое известно ныне под именем панагии.
Место погребения Пресвятой Богородицы доселе служит предметом благоговения не только для христиан, но даже для неверных.
Источник:
1. Дни богослужений
Православной Кафолической восточной Церкви. Протоиерей Г.С. Дебольский.
том I, С.- Петербург, 1901. Репринтное воспроизведение издания.
Издательство «Отчий дом», Москва, 1996.